«Дайте мне ребенка до семи лет, и я сделаю из него человека» - Аристотель.
Откуда появилась методика Монтессори?
Доктор Мария Монтессори - первая женщина-врач в Италии, которая начала изучать детей с ограниченными возможностями, и обнаружила, что: «Детское развитие формируется на основе их окружающей среды». Такие открытия вдохновили ее на основание первого Casa dei Bambini (Дом ребенка) для обучения шестидесяти детей из малообеспеченных семей. В ходе научных наблюдений за этими детьми доктор Монтессори заключила следующее:
"Дети реагировали на дидактический материал с большой концентрацией, что влияло на их поведение, от невнимательности и безалаберности к состоянию полного умиротворения, спокойствия и порядка".
Подобный подход уже применялся и ее предшественниками - Иоганн Генрих Песталоцци считал, что дети должны развиваться с помощью действий и предметов, и считал, что образование не будет работать без любви и социальной справедливости; Жан Итар и его ученик Эдуард Сегин также оказали большое влияние на Монтессори: они работали с детьми с особыми потребностями, используя сенсорный подход, и верили в сензитивные (чувствительные) периоды (периоды времени, когда легче всего освоить определенные навыки - когда ребенок особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности).
Фредрих Фрёбель, известный как основатель детских садов, делал упор на обучение в игровом формате и верил в практическую работу и использование материалов.
Один из первых прародителей этого метода был Аристотель - он сам обучал детей греческой аристократии и его взгляды во многом похожи на взгляды Монтессори. Он считал, что с упором на сбалансированное развитие, обучение происходит через действия, и что созерцание является высшей формой человеческой деятельности.
Что это такое?
Метод Монтессори основан на мотивации учеников следовать своим собственным инициативам, что делает из них уверенных и позитивных учеников уже в начале образовательного пути. Самомотивация и самостоятельное обучение - неотъемлемая часть метода Монтессори.
С самого раннего возраста детей учат находить собственные мотивы для обучения и роста через свободу в «развивающей среде». Метод Монтессори это получение практического опыта в игровом формате, при котором ученики развиваются с их собственной скоростью.
Используя свои собственные идеи, развитие происходит путем решения проблем и физических экспериментов. Один из главных принципов этого метода это не прерывать ребенка во время решения проблем и самообучения.
Как это работает?
В отличие от традиционного образования, где внимание сконцентрировано в основном на учителе, образование Монтессори направлено на то, чтобы вдохновить детей на самостоятельное обучение. Учителя подсказывают ученикам и предлагают свою помощь лишь тогда, когда это необходимо, мотивируя учеников самим выбирать задачи и самостоятельно их решать.
Детей, посещающие школы Монтессори, учат взаимодействовать с другими детьми, следовать определенным правилам и думать о том, как их действия влияют на других. Студенты сохраняют свой творческий потенциал и стремятся к совершенству благодаря заинтересованности в обучении и собственному естественному любопытству.
Описанные выше навыки, которые дети получают благодаря философии Монтессори, являются актуальными и на рынке труда 21 века. По словам Марии Монтессори, «образование маленького ребенка направлено на то, чтобы подготовить его к жизни, а не к школе». Такие навыки включают в себя : сотрудничество и командную работу, креативное и критическое мышление и решение проблем.
Практическая деятельность Монтессори обычно охватывает четыре области:
Забота о себе
Забота об окружающей среде
Милосердие и вежливость
Контроль и координация тела
Некоторые примеры видов деятельности, которые происходят в сфере практической деятельности Монтессори:
Игры, связанные с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре
Использование различных видов кухонных инструментов
Очистка и нарезка овощей или фруктов
Уборка
Уход за растениями и животными
Йога для детей
Уроки музыки
Прогулки
Эффективность метода?
Мария Монтессори считала, что детский ум имеет способность “впитывать” информацию из окружающей среды во время формирования личности. В США, где Монтессори-образование пользуется популярностью, прослеживается «Монтессори-мафия», доминирующая в Кремниевой долине.
Многие из ключевых новаторов в век цифровых технологий - бывшие ученики Монтессори. Бывший студент Монтессори Билл Гейтс, демонстрирует типичные для Монтессори черты независимого творчества. Стив Джобс, основатель Apple, развил свой драйв и видение в среде, также благодаря этой системе. Марк Цукерберг (Facebook), Джефф Безос (Amazon) и Ларри Пейдж (Google) неудивительно тоже посещали школы Монтессори.
Хотя методу Монтессори уже 150 лет, его идеи сегодня кажутся более актуальными, чем когда-либо. Илон Маск строит свою собственную школу Монтессори для своих сотрудников Space X, демонстрируя, как калифорнийский технологический мир признает преимущества этого метода.
Члены британской королевской семьи в прошлом не посещали детские сады, но принц Джордж идет по стопам отца - Принца Уильяма который посещал детский сад недалеко от Кенсингтонского дворца. Недавно принц Джордж провел свой первый день в детском саду школы Монтессори Вестакр в Норфолке.
Comments