«Дайте мне ребенка до семи лет, и я сделаю из него человека» - Аристотель.
Откуда появилась методика Монтессори?
Доктор Мария Монтессори - первая женщина-врач в Италии, которая начала изучать детей с ограниченными возможностями, и обнаружила, что: «Детское развитие формируется на основе их окружающей среды». Такие открытия вдохновили ее на основание первого Casa dei Bambini (Дом ребенка) для обучения шестидесяти детей из малообеспеченных семей. В ходе научных наблюдений за этими детьми доктор Монтессори заключила следующее:
"Дети реагировали на дидактический материал с большой концентрацией, что влияло на их поведение, от невнимательности и безалаберности к состоянию полного умиротворения, спокойствия и порядка".
![Мария Монтессори на занятии с детьми](https://static.wixstatic.com/media/c20230_60be328f36514f8daf037548fc03bd8a~mv2.png/v1/fill/w_48,h_53,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/c20230_60be328f36514f8daf037548fc03bd8a~mv2.png)
Подобный подход уже применялся и ее предшественниками - Иоганн Генрих Песталоцци считал, что дети должны развиваться с помощью действий и предметов, и считал, что образование не будет работать без любви и социальной справедливости; Жан Итар и его ученик Эдуард Сегин также оказали большое влияние на Монтессори: они работали с детьми с особыми потребностями, используя сенсорный подход, и верили в сензитивные (чувствительные) периоды (периоды времени, когда легче всего освоить определенные навыки - когда ребенок особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности).
Фредрих Фрёбель, известный как основатель детских садов, делал упор на обучение в игровом формате и верил в практическую работу и использование материалов.
Один из первых прародителей этого метода был Аристотель - он сам обучал детей греческой аристократии и его взгляды во многом похожи на взгляды Монтессори. Он считал, что с упором на сбалансированное развитие, обучение происходит через действия, и что созерцание является высшей формой человеческой деятельности.
![Фреска демонстрирующая урок в школе Аристотеля](https://static.wixstatic.com/media/c20230_5f6ef67893f74bec97d6d09d2f4d23a5~mv2.jpg/v1/fill/w_155,h_65,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/c20230_5f6ef67893f74bec97d6d09d2f4d23a5~mv2.jpg)
Что это такое?
Метод Монтессори основан на мотивации учеников следовать своим собственным инициативам, что делает из них уверенных и позитивных учеников уже в начале образовательного пути. Самомотивация и самостоятельное обучение - неотъемлемая часть метода Монтессори.
С самого раннего возраста детей учат находить собственные мотивы для обучения и роста через свободу в «развивающей среде». Метод Монтессори это получение практического опыта в игровом формате, при котором ученики развиваются с их собственной скоростью.
![Маленькие дети совместно замешивают тесто](https://static.wixstatic.com/media/c20230_07157bbb22914e008788edecfb00020e~mv2.jpg/v1/fill/w_144,h_108,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/c20230_07157bbb22914e008788edecfb00020e~mv2.jpg)
Используя свои собственные идеи, развитие происходит путем решения проблем и физических экспериментов. Один из главных принципов этого метода это не прерывать ребенка во время решения проблем и самообучения.
Как это работает?
В отличие от традиционного образования, где внимание сконцентрировано в основном на учителе, образование Монтессори направлено на то, чтобы вдохновить детей на самостоятельное обучение. Учителя подсказывают ученикам и предлагают свою помощь лишь тогда, когда это необходимо, мотивируя учеников самим выбирать задачи и самостоятельно их решать.
![Дети на фоне разноцветной стены в детском саду](https://static.wixstatic.com/media/c20230_79271a6dd6674272831b8eb22bde4181~mv2.jpg/v1/fill/w_147,h_70,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/c20230_79271a6dd6674272831b8eb22bde4181~mv2.jpg)
Детей, посещающие школы Монтессори, учат взаимодействовать с другими детьми, следовать определенным правилам и думать о том, как их действия влияют на других. Студенты сохраняют свой творческий потенциал и стремятся к совершенству благодаря заинтересованности в обучении и собственному естественному любопытству.
Описанные выше навыки, которые дети получают благодаря философии Монтессори, являются актуальными и на рынке труда 21 века. По словам Марии Монтессори, «образование маленького ребенка направлено на то, чтобы подготовить его к жизни, а не к школе». Такие навыки включают в себя : сотрудничество и командную работу, креативное и критическое мышление и решение проблем.
![Дети прячутся за стогом сена в стойле с овцами](https://static.wixstatic.com/media/c20230_7ca66226876f41d786ec402566d5858c~mv2.jpg/v1/fill/w_147,h_147,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/c20230_7ca66226876f41d786ec402566d5858c~mv2.jpg)
Практическая деятельность Монтессори обычно охватывает четыре области:
Забота о себе
Забота об окружающей среде
Милосердие и вежливость
Контроль и координация тела
![Девочка играет с ракушками](https://static.wixstatic.com/media/c20230_244a3b3549824db5a02f8752e7fb61d2~mv2.png/v1/fill/w_49,h_37,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/c20230_244a3b3549824db5a02f8752e7fb61d2~mv2.png)
Некоторые примеры видов деятельности, которые происходят в сфере практической деятельности Монтессори:
Игры, связанные с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре
Использование различных видов кухонных инструментов
Очистка и нарезка овощей или фруктов
Уборка
Уход за растениями и животными
Йога для детей
Уроки музыки
Прогулки
![Йога для детей в школе Монтессори Westacre](https://static.wixstatic.com/media/c20230_261121089fb64af0899274e55ea294be~mv2.png/v1/fill/w_49,h_42,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/c20230_261121089fb64af0899274e55ea294be~mv2.png)
Эффективность метода?
Мария Монтессори считала, что детский ум имеет способность “впитывать” информацию из окружающей среды во время формирования личности. В США, где Монтессори-образование пользуется популярностью, прослеживается «Монтессори-мафия», доминирующая в Кремниевой долине.
![деревянная развивающая игрушка с буквами](https://static.wixstatic.com/media/c20230_9122d3627e954d5db6ba1dbeff5ebecb~mv2.png/v1/fill/w_49,h_40,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/c20230_9122d3627e954d5db6ba1dbeff5ebecb~mv2.png)
Многие из ключевых новаторов в век цифровых технологий - бывшие ученики Монтессори. Бывший студент Монтессори Билл Гейтс, демонстрирует типичные для Монтессори черты независимого творчества. Стив Джобс, основатель Apple, развил свой драйв и видение в среде, также благодаря этой системе. Марк Цукерберг (Facebook), Джефф Безос (Amazon) и Ларри Пейдж (Google) неудивительно тоже посещали школы Монтессори.
Хотя методу Монтессори уже 150 лет, его идеи сегодня кажутся более актуальными, чем когда-либо. Илон Маск строит свою собственную школу Монтессори для своих сотрудников Space X, демонстрируя, как калифорнийский технологический мир признает преимущества этого метода.
![Юный Принц Джордж с рюкзаком](https://static.wixstatic.com/media/c20230_ae2a21bccb284419a82b4da2b598f82a~mv2.jpg/v1/fill/w_147,h_88,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/c20230_ae2a21bccb284419a82b4da2b598f82a~mv2.jpg)
Члены британской королевской семьи в прошлом не посещали детские сады, но принц Джордж идет по стопам отца - Принца Уильяма который посещал детский сад недалеко от Кенсингтонского дворца. Недавно принц Джордж провел свой первый день в детском саду школы Монтессори Вестакр в Норфолке.